Копии шедевров в Каменске!

1 1 1 1 1 ( 0 голосов)
51

В городском Выставочном зале открылась уникальная выставка, подобных в Каменске-Уральском еще не было. В чем же её уникальность? Дело в том, что по правилам экспонирования в Выставочном зале, на выставки принимаются только авторские, оригинальные работы, выполненные с натуры или с собственной фотографии, сюжеты которых взяты из своих фантазий, воспоминаний, событий жизни и тому подобное. И – нет: обучающие мастер-классы, будь то онлайн, либо офлайн не являются авторскими, даже, если внесли в работу свои изменения. И – да: Интернет – табу для насмотренности, здесь можно только получить представление и информацию о художниках, о картинах. Для той самой нужной, правильной и полезной обучающей насмотренности необходимы музеи, галереи, выставочные залы.

Вот тут и кроется секрет уникальности новой выставки – на ней впервые в Каменске представлены живописные и графические копии шедевров мирового изобразительного искусства, выполненные нашими каменскими художниками. Итак, представляем выставку «В свете шедевров»! В неё вошли 22 картины от пяти авторов копий полотен известных художников Ивана Айвазовского, Рембрандта, Василия Перова, Караваджо, Ивана Шишкина, Леонардо да Винчи, Ивана Крамского, Яна Вермеера, Василия Сурикова, Сальвадора Дали, Федора Васильева, Питера Брейгеля, Василия Поленова, Жана-Франсуа де Труа, Льва Каменева, Иогана Лисса. В общем, можно сказать, в нашем зале на время разместилась маленькая часть коллекций художественных музеев мира и России.     

Картины Рубенса, Рембрандта, Айвазовского и других известных художников всегда завораживали зрителей своим мастерством. И конечно, многие хотели любоваться их произведениями в своем доме. Некоторые художники писали авторские копии со своих работ, полностью копируя свое произведение либо добавляя некоторые детали. Посмотрите, сколько есть "Лунных ночей на Днепре" Архипа Куинджи. Задумка одна, но каждое из полотен вышло по-своему оригинально и удивительно. Или картина-небылица Василия Перова «Охотники на привале», которая создана автором в трёх экземплярах, хранящихся сейчас в трёх разных музеях. В свое время о них слагались легенды.

Хорошо, копии со своих работ – это понятно, а можно ли создать копию известной картины, не стыдно ли, не правильнее ли художнику идти своим путём? Конечно, можно копировать. А иногда даже нужно. Но есть ряд моментов, о которых надо знать. Никаких угрызений совести, если вы копируете древних. Их произведения — это общее достояние, откуда каждый может брать то, что ему понравится. Они становятся нашей собственностью, когда мы умеем ими пользоваться. Рафаэль постигал премудрости живописи, повторяя работы Леонардо и Микеланджело. Рубенс создал копию «Погребения Христа» Караваджо. Дега учился по произведениям Веласкеса, Рембрандта, Джотто, Тициана, Беллини и Пуссена. Продолжать можно долго. Копирование картин - действительно полезное занятие. На примерах гораздо легче воспринять многие понятия из живописи. Что и говорить, даже в Академии Художеств XVIII века обучение строили на повторении оригиналов.

В XV веке, когда масляная живопись получила широкое распространение, ее копирование стало важнейшим методом в обучении художников. Например, к нему прибегали в боттегах — мастерских, существовавших в эпоху Возрождения. Зачастую руководили ими крупные мастера. Они набирали подмастерьев, чтобы те не только учились, но и работали, что позволяло владельцу боттеги выполнять большие заказы. В рамках учебного процесса желающие овладеть профессией художника среди прочего копировали произведения хозяина мастерской.

Со временем на смену боттегам пришли академии. В них на первых этапах ученики также занимались копированием: в основном речь шла о работах представителей фламандского и итальянского Ренессанса. Примерно в середине XIX столетия ситуация начала меняться. В числе последних строгих приверженцев классической живописной школы были Делакруа и Энгр. Причем второй продолжал заниматься копированием, будучи уже стариком.

Во второй половине XIX века в европейском искусстве появился ряд нестандартных направлений. Нередко случалось так, что художники бросали учебу в академии и выступали против классической школы. Несмотря на это, копирование как метод обучения продолжало жить. В частности, к нему прибегал Поль Сезанн, представитель постимпрессионизма.

Естественно, речь не идет о бездумном копировании, когда художник просто перерисовывает чужую работу, не особо заботясь о том, что делает. Из такого времяпрепровождения сложно извлечь пользу. Нужно обязательно внимательно анализировать оригинал: изучать технику, стиль, композицию, считывать смыслы, заложенные автором. При этом никто не запрещает вносить изменения в первоисточник. Копии, которые не следуют в точности за оригинальными картинами, правильнее называть репликами или интерпретациями.

Именно такие реплики украшают сегодня площади выставочного зала, за что огромная благодарность нашим художникам, поддержавшим необычный выставочный проект.

АВШАРЯН РАЗМИК ФАЙКОВИЧ, 1953

Родился в городе Ленинакан (Гюмри), Армения. В 1993 с семьей приехал в Каменск-Уральский, занимался бизнесом. С 2005 сотрудничает с Центром национальных культур. Член Консультативного Совета по делам национальностей при Главе города. После выхода на пенсию Размик Файкович стал осуществлять свою давнюю мечту – рисовать!

 БОРИСЕНКОВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ, 1957

Изобразительным искусством увлекся в 16 лет. Во время учёбы в Алюминиевом техникуме летом устраивался на Трубный завод учеником к заводским художникам. В армии был художником войсковой части. Работал на СТЗ художником-оформителем. Кроме создания авторских произведений, копирует картины мастеров.

СПИРИДОНОВ ИГОРЬ ВЛАДИМИРОВИЧ, 1970

В 1985 окончил ДХШ № 1. Трудится инженером-конструктором на одном из промышленных предприятий города. С 1998 в свободное от работы время занимается живописью. Играет в музыкальной кавер-группе.

ТОЛКАЧЕВ СТАНИСЛАВ ИВАНОВИЧ, 1963

Майор милиции в отставке. «В каждой своей работе пытаюсь сделать так, чтобы красивая простота реального мира коснулась нашего сознания, наших глаз и, чтобы зритель хотя бы на короткое время осознал всё очарование своей повседневной действительности».

 ТРЕГУБОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, 1958

Родился в г. Каменске-Уральском, закончил 28 среднюю школу. Работал на КУМЗе и ПО «Октябрь» художником-оформителем, параллельно писал копии картин известных художников на заказ для знакомых. Четыре года назад перенес инсульт, правая рука плохо работает, поэтому творчеством больше не занимается.

Теперь обратимся к случаям, когда современный художник пишет копию известной картины художника. Вполне себе законно будет взять произведения, которые находятся в общественном достоянии. По общему правилу в России, если прошло 70 лет со дня смерти художника, то имущественные права на его картины уже не охраняются, за некоторым исключением. Что касается неимущественных прав автора, то они бессрочны. Написав копию шедевра, нельзя подписать картину своим именем, иначе это плагиат, а он наказывается по уголовному закону. Если же умышленно состарить полотно и выдать за подлинник, указав известное имя, к примеру, Рембрандта, то это уже мошенничество и наказывается более серьезно - на несколько лет можно попасть за решетку. Поэтому художник-копиист обычно пишет на обороте: копию картины Рембрандта создал художник Иванов в 2022 году.

Если картина принадлежит музею, то копировать ее в стенах музея можно лишь с разрешения дирекции. При этом художники намеренно изменяют размер картины, дабы предотвратить дальнейшие злоупотребления. Рисовать в музее не только можно, но и очень полезно для совершенствования навыков. Такого эффекта не добиться с обычной репродукцией, которая не передаёт сочность цветов, фактуру, мельчайшие элементы. Однако просто прийти с холстом и красками в хранилище шедевров живописи не получится. Вам нужно взять официальное разрешение администрации галереи. Оно действует строго определённое время. Копия должна отличаться по размеру от оригинала: быть больше или меньше – не важно.

Копирование работ старых мастеров — один из важнейших этапов обучения в художественных учебных заведениях. В Эрмитаже копийная практика возможна только один раз в неделю, по понедельникам, когда на экспозиции нет посетителей. Все заявки проходят отбор, проверку, согласовываются с отделами музея на разных уровнях, от службы безопасности, до климатологов и хранителей. Копируют не только живопись, но и скульптуру. Просто рисовать в стенах Эрмитажа, не выполняя задачи учебной практики, можно только в рамках фестивалей или специальных программ. Разумеется, в залах посетители часто что-то зарисовывают в блокноты, но расположиться на несколько часов с масляными красками и мольбертом можно лишь специалистам — художникам и реставраторам.

Копировать шедевр с фотографий можно, если картина указана в каталоге музея, потому что право первой публикации экспоната принадлежит музею. То есть, если вы нашли на официальном сайте музея картину и хотите ее скопировать по фото, то пожалуйста. Вы даже можете сами сходить в музей, взять разрешение на фотосъемку и сфотографировать ее, а в дальнейшем и написать копию. Но если картина, которую вы увидели в музее, не опубликована ни на их сайте, ни в каталогах, то копировать ее  нельзя.

Еще один важный  момент, связанный с картинами, перешедшими в общественное достояние, но находящихся во владении музея или частного лица. Продать или использовать в коммерческих целях копию такой картины можно лишь с их согласия. Так, Эрмитаж выиграл суд с предпринимательницей, которая для украшения своего офиса и сайта использовала переработанную копию картины Гейнсборо "Дама в голубом" со своим лицом без разрешения музея.

Создать абсолютную копию картины нашего современника, которая еще не перешла в общественное достояние, в целях ее последующей продажи или дарения, без согласия автора нельзя! А что можно? Можно написать аналогичную картину для своего дома, или скопировать, если вы только учитесь рисовать. Или написать картину по мотивам произведения - то есть, взять за основу идею и нарисовать собственную картину. Например, вам понравился натюрморт с сиренью. Вы ставите свой букет и пишете свою картину с натуры.

Приходите до 26 января 2005 года в Городской Выставочный зал на выставку «В свете шедевров», вдохновляйтесь и творите! 

  Телефон для справок:+73439530020
  Страница мероприятия:Посмотреть

Расписание событий

21.01.2025, вторник
Место Время Цена
Выставочный зал 10:00
0-100р.
Показать расписание до конца недели

Комментарии


Обратная связь