Мне – всё равно:
Я, как и раньше, крут,
Сие течение есть –
Ар-брют…
А. Евгеньев. 01.04.2020
Арт-брют (от фр. art brut —
грубое, необработанное искусство, также ар брют, аутсайдер-арт) — направление в
живописи, произведения которого создаются за пределами академических традиций, творчество
людей, которые не имеют профессионального образования и являются настолько оригинальными,
что не вписываются в каноны существующих жанров.
"Сырое” или “грубое” искусство
не имеет ничего общего с искусством, признанным и академическим, оно ни на что не
похоже и его сразу можно распознать среди множества творческих единиц. В каждом
произведении Арт-брют присутствует что-то странное, необычное, непонятное зрителю,
привыкшему к классическим произведениям.
В произведениях современных художников
других течений всегда есть философская составляющая, и, если зритель не может самостоятельно
вникнуть в суть работы, он попытается догадаться о подтексте, зная общее направление,
в котором работает мастер, или же прочесть описание картины в каталоге.
В Арт-брюте такой составляющей
нет.
Этот термин обозначает абсолютно интуитивное
течение творческой мысли создателя картины, не обремененное ни философией, ни последующими
задачами представить произведение публике или же продать его. Художники Арт-брют,
по сути, «с нуля» изобретают свои собственные принципы художественного мастерства,
способы выражения идей, техники рисования. Картины в стиле Арт-брют – искусство
ради искусства, поток сознания, выплеснутый на бумагу или полотно.
Понятие Арт-брют было введено французским
художником Жаном Дюбюффе в 1945 году для обозначения собранной им коллекции картин,
исполненных душевнобольными, детьми, внеевропейскими «дикарями», непрофессионалами
и «примитивами». Сам Дюбюффе также работал в стиле Арт-брют, он считал, что именно
такое искусство является максимально честным, лишенным каких-либо стереотипов.
В 1948 году им было учреждено «Общество Арт-брют», куда вошли известные писатели и публицисты, в том числе сюрреалист Андре Бретон. Темой наивного искусства увлекались Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Соня Делоне.
По мнению Дюбюффе, Арт-брют – это
творчество в наиболее чистом его проявлении: спонтанный психический выплеск из глубин
разума и сознания, запечатленный на бумаге или воплощенный в материале. Каждый
человек – художник, для человеческого существа рисовать так же естественно, как
говорить или ходить. Не обремененный традициями и знаниями «удушающей культуры»,
он творит инстинктивно и непосредственно.
Основные черты Арт-брюта: работы
носят спонтанный характер и практически не зависят от культурных шаблонов. В частности,
ар-брют не считается с принципами правдоподобия, живописной перспективы и условных
масштабов, не признаёт разграничения реального и фантастического.
Этот вид искусства рождается из уединения,
он подчеркивает человеческую изоляцию и доказывает, что ее можно направить в творческое
и созидательное русло.
Так и наш каменский художник Александр
Евгеньев в выходные запоем творит под музыку, подчас уходя в состояние, напоминающее
транс. Он получает удовольствие от самого процесса, не особо заботясь о финальном
результате. Относится к себе и своим работам с долей иронии, помогающей ему противостоять
нападкам окружающей толпы.
Это его наивная эстетика – Саша творит
не для того, чтобы заработать деньги и стать знаменитым, а просто потому, что ему
это нравится и помогает убежать от реальности. Это ведь так просто: взять кисть
в руки и скрыться от всех в глубинах малевания. Но за этой простотой кроется искренняя
вера в истинность творчества и его честность.
Подобно игристому, имя которого теперь носит целое направление в искусстве, свободному от приторной сладкости, художник Евгеньев свободен от стереотипов. Тем интереснее пытаться разглядеть в его работах смыслы, отличные от принятых.
Александр
Викторович Евгеньев
Родился 24 марта 1975
года в Каменске-Уральском.
Самодеятельный художник.
В школьные годы художественное творчество не привлекало, так как был уверен, что
в жизни искусство не пригодится. Зато всегда интересовали журналистика и политика.
Поэтому после окончания профессионального училища № 9 (слесарь-инструментальщик)
поступил в Уральский государственный университет им. Горького на факультет политологии
по специальности «Государственное управление». Работал на ПО «Октябрь в инструментальном
цехе. Успевал подрабатывать на разные партии, но больше симпатизировал ЛДПР. Там
же на заводе познакомился с местным художником и скульптором Владимиром Пермяковым,
он тогда создавал бюст первого директора завода Рябова, молодой человек ему помогал.
В начале 2000-х ушел
с завода, купил компьютер. Интернет был новинкой, захватил так, что сутками просиживал
за компьютером, играл, пока не надоело, а потом нашел группы по изобразительному
искусству и решился выложить свои картинки на всеобщее обозрение на сайте «Союз
наивных и примитивных деятелей искусств». Получил первый отклик: «О, у нас появился
гений!».
Творчеством увлекся
в конце 90-х благодаря местному художнику Юрию Северухину. Теперь считает годы,
проведенные в его мастерской самим счастливым временем. «После знакомства с мастером просто окунулся в этот удивительный мир красок
и образов». Северухин многому научил его: от затачивания стамесок до правильного
держания кисти в руке. В мастерской хоть как можно было расположиться, лишь бы шефу
не мешал. А шеф (Ю. Северухин) ему всегда повторял: «Саня, ты это делаешь, как в банк капитал складываешь».
По молодости собирал
модели автомобилей, писал стихи. Его сочинения немного публиковали в местной газете.
Но изобразительное искусство перевесило все увлечения. «Искусство спасает, держит на плаву. Иначе монотонный быт заел бы, может,
спился бы без искусства. Хоть и из приличной семьи». Мама всю жизнь проработала
радиомонтажницей. Папа – ветеран пожарной части. В детстве Саша гордился, что у
него папа пожарный, герой.
Сейчас работает на
заводе «Исеть» подсобным рабочим в административно-хозяйственном отделе. В городских
выставках участвует с 2012 года.
До недавнего времени
работал художник над картинами в выходные у себя на даче, включал любимую музыку
(Александр всегда работает под музыку): наливает чашку чая, хотя часто забывает
про него, увлекшись живописью, и начинает творить. «В городе будни превращаются в банальщину: дом-работа-поел-поспал-информацию
по телевизору узнал… А за городом ты сбегаешь от всего, отдых, терапия, удовольствие.
Сам себе хозяин, выходные мои, можно похулиганить». Как признается сам художник,
в процессе замечает, что входит в состояние, напоминающее транс. «Глаза устали, руки устали, музыка звучит, чай
рядом – у Сашки выходной». Сейчас дача
продана, и Александр в поисках своего нового Места Силы.
Зрители на работы художника
реагируют по-разному от признания гениальности до полного непринятия и неприятия.
Зато нет равнодушных. «Кто-то посмотрит и
скажет: «Чего у тебя человек с искривленной головой?» А я не знаю, так нарисовалось,
мне нравится, нравится сам процесс. Я
привык не обращать внимания на негативные отзывы. На своей волне живу. И фиг с ними,
кто что скажет. Каким бы я ни был раздолбаем, у меня есть увлечение, от которого
ловлю кайф».
Комментарии