В августе в Каменске-Уральском появилось эстетическое арт-пространство. Там много необычных изображений, оригинальных форм и воплощений. Входишь туда и сразу останавливаешься: хочется разглядеть все детали: образы на полотнах, керамические цветы и сухие цветы, стоящие здесь же в высоких вазах. Добро пожаловать на выставку (как вы уже догадались) «СОН-SOSстояние».

Авторы - Мария Живило, Алла Кутузова, Римма Удовик преобразовали пространство выставочного зала и разбили его на тематические зоны: рай, ад, сон, кошмары, нейтральную. Выставки сегодня – это диалог. Зрителю предлагается пройтись по выставке и решить для себя: где он сейчас находится? Почему? Ответы у всех будут разные. Но чтобы зритель для себя не определил, всегда интересно узнать мнение создателей – что видят они?

Мы задали авторам «СОН-SOSстояния» несколько неожиданных вопросов.

В названии арт-пространства есть аббревиатура SOS - почему? Есть ведь и зоны рая и нейтральная - неужели и здесь приходится кричать SOS? Это выставка отчаявшихся или для отчаявшихся?

Алла: По сути наличие аббревиатуры SOS в название - это игра слов. К чему-то конкретному она не обязывает. Вам не обязательно спасаться из кошмара или ада. Умение встречать и проходить через сложные жизненные ситуации очень важно. Можно иначе интерпретировать просьбу о помощи, если Вы с ней сюда приходите, если Вы чувствуете себя отчаявшимся, то Вы можете найти покой и утешение в раю или даже в потерянном раю, в воспоминаниях тоже можно найти утешение.
Я не могу сказать, что эта выставка отчаявшихся. Это выставка тех, кто прошёл через разные жизненные ситуации, и каждый вынес что-то своё, у каждого свой эмоциональный багаж, как и у некоторых наших персонажей на выставке. У двух персонажей можно найти их личные чемоданы.
Да, есть ад, есть кошмары, но есть и рай, свет, надежда. Есть источники света, которые светят в темноте. Есть зеркало которое отражает свет. Везде можно найти надежду и свет.

Маша: Это выставка не отчаявшихся и не для отчаянных. Наше пространство зала — виртуальная игра, только по декорациям ходишь вживую. Психологическая ходилка по разным уровням своей души, ума и бессознательного. Есть очень темные зоны, проходя которые становится ясно, что чем больше темноты, тем яснее видишь свет. Пространство для тех, кому интересен диалог с собой.

Люди на одних полотнах похожи на греческих атлетов с древних ваз. Вспоминается и Фаэтон и Икар. При этом, на других (напр. диптих «generation») скорее есть мысли про советский реализм - черты лица, подбор цветов. Это сознательная интерпретация?

Маша: Одно из правил арт пространства - все смыслы, которые появляются у зрителя − для него являются истинными. Если вы как зрители видите тут отсылку, значит, для вас она существует.

Если остановиться подробнее на картинах «generation». Потерянное поколение, брошенное поколение. Морское дно. Человек или рыба? Почему?

Маша: Это разговор со зрителем через образы, отсылки. Именно тут отсылка к Атлантиде, затерянному миру. В этой картине размышления о пути цивилизации. Одна из пессимистичных версий, поэтому находится в зоне потерянного рая. А еще, в сюжетах есть детали-подсказки, такие загадки богини Иштар, нарисованные артефакты, которые ведут по сюжету.

Вообще, на выставке много морских цветов - зеленых, бирюзовых; а один из зрителей употребил в своем отзыве фразу «плыть по выставке». При этом много и лесных мотивов - дерево в оформление, цветы. Есть и огненные мотивы, и воздушные. Всё это наводит о мысли об элементалях стихий. Была ли такая задумка в том числе?

Алла: Изначально не было задумки, воплотить разные стихии в арт-пространстве. Что-то сложилось самостоятельно, что-то делалось осознанно. Например, в моих работах, правда часто появляется тема воды. Это работы: "Дождь усиливается", "Источник", "Горе", где человек плачет. У меня был период в творчестве, когда мне нравилось работать с оттенками голубых и бирюзовых цветов с серым и белым.

Все что касается растений, мы хотели чтобы на открытие выставки было настоящее изобилие всего, Маша перед открытием рассыпала красные яблоки, и это правда придало свежести. Но растения тоже бывают разные, так все сухоцветы у нас ушли в кошмары, а репей мы поместили в потерянный рай.

Выставка вообще многоплановая. Есть такие названия, как «Цитринитас» и «Рубедо». Стадии великого делания философского камня. Хотя здесь стадии одушевлены - представлены в виде неких эльфов? Духов? Словом, им приданы антропоморфные черты. Как пришла такая идея?

Алла: Этим летом я работала над серией иллюстраций, посвящённой алхимическим стадиям великого делания. Из них на выставку вошли две последние стадии: "Цитринитас" и "Рубедо". Они мне показались более атмосферными и завершёнными. Я последнее время много по работе и по своим личным интересам занимаюсь разработкой дизайна персонажей, поэтому я решила и здесь попробовать изобразить эти стадии через конкретных персонажей.

Кем вы видите маленьких существ, размещенных по залу? Как-то для себя вы их называете? На вид они печальные. Вспоминаются почему-то мумми-тролли.

Римма: Эмбрионы. Подобие маленького живого существа. Созданы для игрового интерактивного момента. Взяв его в руки, можно представить, что это вы и есть, и поместить в любую точку выставки. Или не трогать вовсе.

Маша: Для меня это маленькие образы человека, идолы, находящегося в разной среде, расставленные по залу. У нас есть локация с колесом фортуны в зоне ада. Так вот, как остроумно заметил один зритель, показав на сидящего керамического идола в центре алой тарелки - медитация в аду. Образ человека под влиянием среды сразу считывается.

Столбы, опутанные нитями, напоминают безликих идолов или мумий. Почему они связаны? Что именно вам внушает эта инсталляция?

Римма: Столбы опутанные нитями. Воспринимать их можно как угодно. Всё зависит от вашего опыта. Условно они изображают фигуру человека. Нити между ними - это связи, которые есть у каждого из нас. Все мы связаны с нашим окружением, с другими людьми и с миров вообще. И если дернуть за одну нить - будет видна реакция. Эта вибрация отзовется у всех. Как и в жизни, если с кем-то происходить какое-либо событие, мы реагируем на него. У этой работы может быть множество прочтений, кто-то видит здесь нити социальных сетей, кто-то путы, которыми все связаны.

Рай и ад - противоположности. Сон и кошмары нельзя разделить так однозначно. Это два понятия одного свойства. Почему не сон и явь?

Маша: Потому что явь - про наблюдение за реальностью, это и есть сама реальность, то, что явлено глазам. Вот вы стоите напротив картины и смотрите - это явь. Все остальное: рай, ад, сон, кошмар - интерпретации реальности, в которой находится внутренний мир зрителя.

Алла: Мне кажется, у нашего мозга есть такое свойство - делить все на пары противоположностей, поэтому и возникает вопрос, а где же явь? Но мы же и так все приходим из реальной жизни в это арт-пространство. Реальный мир, он всегда с нами, поэтому как таковой потребность в создании такой области мы не чувствовали. Не обязательно всё так строго систематизировать и классифицировать.

У произведений экспозиции нет этикеток, но при входе на выставку есть каталог, где все они названы. Это сделано для того, чтобы зритель мог сравнить свои ощущения с чувствами, которые испытывает автор работы?

Алла: В зале мы осознанно не делали этикеток, чтобы не отвлекать зрителя от его ощущений, чтобы он мог сконцентрироваться на собственном восприятии и ассоциативном ряде. И чтобы не создавать фоном информационного шума. Нам хотелось добиться максимального единения и гармонизации керамики и графики, а определение авторства и названий всё равно дробило бы это ощущение. Каталог был создан, чтобы потом, после просмотра экспозиции, зрители могли познакомиться и посмотреть какой автор что создал и почитать о нас. И, да, может сравнить ощущение, если захочется.

Дрейф по сну 24 сентября

Выставка «СОН-SOSтояние» заканчивает свою работу 24 сентября (воскресенье). Мария Живило приглашает всех поучаствовать в необычной практике: дрейфе по экспозиции. Вместе с автором зритель сможет попасть в виртуальный мир своего сознания и составить свой сценарий пространства. Любой проявившийся смысл будет истинным. Начало в 14.00.

Фото: Афиша.Каменск

ред. Афиша.Каменск

 

 

Фотогалерея:

Внимание!

Недостаточно прав доступа.

Обратная связь