В первую неделю сентября каменский драмтеатр принимал в своих гостеприимных стенах творческую лабораторию московского Театра Наций. Режиссёр Алексей Логачёв поставил с артистами Драмы Номер Три эскиз спектакля по пьесе Ярославы Пулинович «Штормовое предупреждение» и представил его зрителям.
«Штормовое предупреждение» − пьеса, на первый взгляд, мелодраматичная.
В уютном доме у моря разворачивается знакомая всем история: на пороге появляется молодая девушка Лика (Мария Кудрявцева) и сообщает Борису (Владимир Скрябин) и Анне (Инга Матис), что беременна. Вместо ожидаемой бури негодования это событие не вызывает изменений в бытовой рутине семейной пары, давно разучившейся замечать реальность. А в шуме усиливающегося ветра чудятся чужие печальные голоса, которые хотят, чтобы их услышали.
− В рамках нашей лаборатории список пьес для постановки предоставил Театр наций, − рассказывает режиссёр, − в свою очередь руководство театра «Драма Номер Три» предложили мне на выбор несколько названий, а дальше я уже смотрел, что смогу лучше всего сделать, ведь всегда хочется поставить что-то с перспективой, чтобы потом спектакль вошёл в репертуар.
Алексей принял решение дополнить оригинальный текст новыми художественными элементами. В эскизе появились персонажи-призраки, отсутствующие у Пулинович. По замыслу постановщика, это должно было показать «другую сторону жизни» и выдержать баланс между мирами благополучия и беды.
Людмила Матис первой поделилась своими впечатлениями от показа.
− Изначально пьеса мне не понравилась, − призналась Людмила Степановна, − я с тревогой и любопытством ждала, что получится у Алексея, потому что понимала, что работают интересные талантливые люди. И при просмотре я не могла оторваться от первой до последней секунды. Я увидела здесь живых сложных людей, многое повидавших и переживших за свою жизнь. Я очень им всем сочувствовала. Огромная благодарность Алексею за то, что он не лишил нас в конце надежды.
На показ эскиза приехала театральный критик из Екатеринбурга Галина Брандт.
Галина Андреевна высоко оценила визуальную и звуковую атмосферу спектакля: заставку, работу со светом, музыку и цветовое решение. Она отметила точное попадание в быт благополучной, но пустой жизни главных героев. Однако введенные режиссёром образы призраков, по мнению критика, «оттягивают одеяло на себя» и смещают фокус. С их появлением история уходит в сторону проблем алкоголизма и наркомании, из-за чего персонаж Лики оказывается недописанным, а её связь с Анной — неочевидной. Теряется главная мысль пьесы об экзистенциальной тоске и однообразии жизни благополучных людей. При этом финал эскиза Галине Брандт понравился: «А потом они выходят другими, тёплый свет и плед... что-то здесь случается».
Мнение критика вызвало в зале оживленную дискуссию. Зрители отмечали, что введенные персонажи не показались им лишними – наоборот, добавили действию глубины.
− Пять-шесть дней работы – мало для постановки спектакля, − сказал режиссёр, − надо будет всё обдумать, проанализировать. Одно дело, когда только ты смотришь спектакль, другое, когда делаешь это вместе со зрителями. Я всегда стараюсь услышать разные мнения. В процессе доработки начинается внутренняя дискуссия: что убрать, что оставить, сделать чего-то больше или меньше. Посмотрим.
На счёт главной мысли пьесы мнения тоже разделились. Кто-то увидел, что это история про то, что каждому человеку нужна родная душа рядом, кто-то, что герои ищут ответ на вопрос «почему не хочется жить», кто-то про зыбкость и ненадежность мира вокруг.
− Нам кажется, что драма – это когда мечта твоя не сбылась, когда ты не получил того, чего хотел. Но бывает так, что большая трагедия − это когда всё сбылось, а жить еще долго. Такое чеховское настроение, − описал своё видение Алексей Логачёв.
Финальное решение по поводу судьбы эскиза осталось за зрителями, которые по итогу просмотра смогли проголосовать за вариант «Забыть» или «Оставить». Их вердикт определит, будет ли эскиз доработан в полноценный спектакль для театра.
Это уже вторая подобная лаборатория в театре.
Предыдущая, прошедшая в сентябре 2019 года, реализовалась в появлении в репертуаре спектакля «Горка», которую поставил тот же Алексей Логачёв. Впоследствии постановка победила на XVIII Фестивале театров малых городов России в Набережных Челнах, завоевав номинацию «Лучший спектакль малой формы».
Фото обложки: Илья Жильцов.